Вхождение
человеческой цивилизации в информационное общество предъявляет принципиально
новые требования к системе образования. Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от
его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся
условиям труда. Современный выпускник школы должен быть готовым к включению в
дальнейшую жизнедеятельность, способен решать встающие перед ними жизненные и
профессиональные проблемы, должен обладать определёнными умениями,
способностями, а так же качествами. Одним из ответов системы образования на
этот запрос времени является идея компетентностно-ориентированного образования.
В реализации компетентностного подхода в школьном
образовании И.Д. Фрумин выделяет четыре
аспекта: ключевые компетентности, обобщенные предметные умения, прикладные
предметные умения и жизненные навыки. Продвижение по каждому из этих
направлений способствует повышению компетентности выпускников школы, их
готовности к жизни в современном информационном обществе.
При реализации
компетентностного подхода на мой взгдяд особое внимание нужно уделять
использованию приобретенных знаний и умений в практической деятельности и
повседневной жизни, для изучения смежных дисциплин и для продолжения
образования.
Обучающиеся на уроках
должны иметь возможность практиковаться в освоенных компетенциях в максимально
большом количестве реальных и имитационных контекстов, применять полученные
знания в нестандартных ситуациях.
Обучение приобретает
деятельностный характер, акцент делается на обучение через практику,
продуктивную работу обучающихся в малых группах, использование межпредметных
связей, развитие самостоятельности.
Например, при изучении
темы «Решение треугольников» в 9 классе, класс был разбит на 3 равноценные
группы, между которыми было организовано соревнование. Каждый этап урока предполагал участие всех
групп, т.е. участник группы «работал» не только на себя, но и на успех всей
группы в целом. При этом для каждого ученика были созданы благоприятные условия
для самореализации.
В ходе работы по карточкам у доски я предложила решить ребятам задачи, с помощью
которых было проведено закрепление трех видов задач на решение треугольников, а
также учащиеся имели возможность применить свои знания на практике:
1. Найти длину забора
треугольного участка земли, если длины двух сторон участка равны
соответственно30м и 70 м, а угол между этими сторонами равен 60°.
2. Плитка паркета имеет
форму параллелограмма. Найти площадь плитки паркета, если одна из диагоналей
паркета равна 32 см, а углы прилежащие к ней равны соответственно 45° и 30°.
3.Найдите угол обзора монитора компьютера, если пользователь находится
от его крайней левой точки на расстоянии 1 м, а от правой крайней точки на
расстоянии 0,8 м. Ширина монитора 56 см.
На заключительном этапе
каждая группа получает карточки с заданиями, в которых содержится 3
разноуровневые задачи. Группа в целом должна решить все задачи, тогда как один
ученик — одну. Учащиеся в группе сами
распределяют кто какую задачу будет решать. Отчет о проделанной работе группы
делают в следующем порядке: сначала заслушаем решение самой трудной задачи (из
трех групп это делает та группа, которая решила ее первой), затем заслушаем
решение задачи среднего уровня ( из двух оставшихся групп это делает та группа,
которая решила ее раньше), ну и последней заслушаем решение задачи
обязательного уровня (решение представляет оставшаяся группа). Вот задание
одной из групп:
1.(на «5») Спортивный
самолёт летит по замкнутому треугольному маршруту. Два угла этого треугольника
равны 600 и 1000. Сторону, лежащую против третьего угла,
он пролетел за 1 час. За сколько времени он пролетит весь маршрут, сохраняя
постоянную скорость?
2.(на «4»)Какой
наименьшей площади должно быть основание упаковочной коробки, имеющего форму
круга, чтобы в нее уместился торт, основанием которого является треугольник со
стороной 30 см и углом, противолежащим этой стороне в 60°?
3.(на «3») 1)Найдите
площадь треугольника со сторонами 6,4 м и 1,5 м и углом между этими сторонами в
30°.
2)Сколько краски
понадобится, чтобы покрасить такой треугольник, если расход краски составляет
250г на 1м2. 3)В магазине краску продают в банках по1 кг,
2 кг, 3,5 кг. Какую банку краски ты купишь?
Каждый
участник группы фиксирует свой ответ в оценочном листе на каждом этапе урока.
Самой активной группой считается группа, которая набрала большее количество
баллов за ответы на уроке.
Таким
образом построенная работа на уроке позволила формированию у учащихся работы в
группах,
выстраиванию индивидуальных учебных траекторий, самостоятельности учащихся и
личной ответственности за принятие решений.
В форме деловой игры «Консилиум экологов» был проведен урок в 5 классе при изучении темы «Проценты». Ребятам
предлагалось решить следующие задачи:
1.Средняя
продолжительность жизни россиян составляет 64 года, причем 8% из этих лет мы
проживаем за счет медицины. На сколько лет врачи продлевают жизнь?
2.Выбросы
загрязняющих веществ в атмосферу города Пугачева со всех производственных объектов в 2009 году
составили 65 тыс. тонн, причем после очистки в специальных очистных сооружениях
выбросы составили 18,4%. Сколько тонн загрязняющих веществ выброшено в
атмосферу без очистки?
3.В
2009 году численность города Пугачева составила 42 000 человек; из них
переболело заболеваниями органов дыхания 34,9 % . В 2010 году 43,3 %
(численность населения составила 41 000 человек). Сколько человек
переболело в 2009г. и в 2010
году.
4.Гектар
лиственного леса вырабатывает 2 кг летучих защитных веществ , гектар хвойного
леса — 250% этой величины. Сколько
килограммов летучих защитных веществ вырабатывает гектар хвойного леса?
Обращение к примерам из жизни дает мне
возможность формировать у учащихся информационную компетенцию, а также
познавательный интерес, Под
влиянием которого у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он
активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с
увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Вот почему в
процессе обучения я стараюсь пробуждать, развивать и укреплять познавательный
интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как
мощное средство воспитывающего обучения.
Литература
1.
Молокова А.В. Реализация
компетентностного подхода в условиях
информатизации образования. – СМ. – Н., 2007.
2.
Ряписов Н.А. Компетентностный подход и реалии российского образования. – СМ. – Н., 2007.
3.Сайт
МГПУ http://www.mgpu.ru/article.php
4.Фестиваль
педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/articles/41455
|